События в Одессе 30 марта 2018

Травиата

30 марта 2018, 18:30
категория: спектакль
от 20 до 200 грн
место: Театр оперы и балета (пер. Чайковского, 1)

Опера в 3 действиях Либретто Франческо Пиаве по роману Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» Длительность с учётом антрактов: 2 часа 40 минут «”Травиата” вчера вечером провалилась. Вина моя или певцов?.. Время рассудит», - писал Джузеппе Верди одному из своих друзей после премьеры своего произведения в 1853 году. Неудачу принято объяснять тремя причинами. Во-первых, исполнительница главной роли, прославленная Фанни Сальвини-Донателли, была женщиной довольно тучной, и зрителям трудно было поверить, что Виолетта Валери умирает от чахотки. Кроме того, аудитории было непривычно, что опера исполняется в современных на тот момент костюмах. Но главной причиной стало то, что Верди с сочувствием отнесся к куртизанке, «падшей женщине» (итал. la traviata – «падшая», «заблудшая», от гл. traviare — сбивать(ся) с пути), тем самым бросив вызов господствующей морали. Композитор писал: «Другой не взялся бы, может быть, за этот сюжет из-за приличий, из-за эпохи и из-за тысячи других глупых предрассудков. Я же занимаюсь им с величайшим удовольствием». Признание публики отредактированная «Травиата» (прежде всего действие было перенесено в XVIII век, и так представление давали следующие лет тридцать) получила уже спустя 14 месяцев после премьеры. В основу оперы легли роман «Дама с камелиями» и одноимённая пьеса, написанные Александром Дюма-сыном. Они были созданы по воспоминаниям автора. Прототипом Виолетты Валери стала парижская дама полусвета Мари Дюплесси, красивая и весьма умная женщина. Младший Дюма был её поклонником, а виновником их разрыва и отъезда сына принято считать отца писателя, автора знаменитых «Трёх мушкетеров». Вернувшись в Париж, Александр Дюма-мл. не застал Дюплесси в живых: она умерла от туберкулёза. «Травиата» занимает особое место в творчестве Джузеппе Верди. Это первая и единственная опера композитора, где театральная эффектность практически отсутствует. Основной линией в ней проходит душевный мир и трагическая судьба героини, раскрытые с большой психологической тонкостью. Произведение имело значительное влияние на лирико-психиологическую оперу и во многом предопределило возникновение веризма – реалистического направления в итальянском искусстве. «Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил её», – писал Александр Дюма-мл.