События в Одессе 05 декабря 2021

Балет "Дон Кіхот"

05 декабря 2021, 18:30
категория: спектакль
от 50 до 650 грн
место: Театр оперы и балета (пер. Чайковского, 1)

Балет "Дон Кихот" Людвиг Минкус Тривалість: : 2 часа 30 минут Члени постановочної групи Диригент-постановник: Оксана Линів Художник-постановник: заслужений художник України Наталія Бевзенко-Зінкіна Зміст О балете “Дон Кихот”. Эссе Нелли Ивановой – Георгиевской «Дон Кихот» – один из самых популярных балетов в репертуаре едва ли не всех балетных трупп мира. Это произошло благодаря яркой танцевальности, выразительной мелодичности и ритмическому разнообразию его музыкальной основы, богатству и необыкновенной красоте хореографических форм и композиций, целому ряду эффектных комедийных актерских партий. Сюжет романа Мигеля де Сервантеса Сааведра многократно становился поводом для разработки сценарных проектов балетных спектаклей, создаваемых балетмейстерами европейских театров на разную музыку. Впервые балет с таким названием был представлен в 1740 году в Вене талантливым австрийским хореографом Францем Гильфердингом. За 200 лет зрители увидели варианты прочтения сюжета о странствующем рыцаре балетмейстерами разного уровня, среди которых были и такие выдающиеся как Жан Жорж Новерр, Луи Милон, Шарль Дидло, Август Бурнонвиль, Серж Лифарь, Джордж Баланчин. Большинство из этих постановок не имели долгой сценической жизни и не сохранились. Среди всех балетных версий «Дон Кихота» получило распространение творческое достижение выдающегося российского балетмейстера французского происхождения Мариуса Петипа, который в 1869 году в Большом театре Москвы представил спектакль «Дон Кихот, балет в 4 актах, 8 картинах с прологом». Через два года мастер осуществил постановку новой редакции в Мариинском театре в Петербурге. Музыку для этого балета написал Людвиг Минкус, известный австрийский композитор, скрипач и дирижер. В начале 1850-х годов Минкус приехал в Россию, где, кроме разнообразной музыкальной деятельности, исполнял обязанности инспектора балетной музыки и создал много балетных произведений как композитор. Профессиональный знаток специфики балетного театра и требований к балетной музыке, Минкус по заказу Мариуса Петипа создал яркую разножанровую партитуру балета «Дон Кихот», ставшую мелодической, темпо-ритмической основой для разнообразных танцевальных номеров и композиций. Сценарный проект спектакля был очень простым, наивным, но яркость и богатство тематических и ритмических красок музыки и хореографии обеспечили грандиозный успех этого балета и его жизнеспособность по сей день. Это балет стал одним из первых больших спектаклей Мариуса Петипа на его пути к созданию эстетического и художественного канона классического танца, который должен был объединить аполлонические формы академического танца, живость характерного, выразительность пантомимы и актерской игры в гармонической полифонической композиции. Художественная версия Мариуса Петипа привлекала творческое внимание многих постановщиков, среди которых выдающемуся российскому балетмейстеру Александру Горскому удалось предложить наиболее удачные редакции – постановки балета в начале ХХ века в Москве и Петербурге. Все дальнейшие постановки производились в значительной степени на основе хореографии М. Петипа в редакции А. Горского. Этот балет воспроизводит сценический, несколько упрощенный вариант российского понимания «испанского духа» конца ХІХ – начала ХХ веков. Тут присутствует атмосфера игры-борьбы, соревнования, воплощенная в философии испанской корриды как символа жизни человека в мире, – это и единоборство странствующего рыцаря Дон Кихота со злыми силами мира, и веселые женские почти потасовки на площади, и соперничество тореадоров, и потешный конфликт между Гамашем и Китри, и вечная любовь-борьба между мужчиной и женщиной. Кроме этого, в танцевальном водовороте балета живет стихия площадного карнавала, в круговерти которого вся события обретают жизненную силу и радость бытия. Всё это нашло блестящее воплощение в хореографических формах. М. Петипа, создавая этот подлинный праздник танца, использовал все известные тогда танцевальные формы. Прежде всего, это большое классическое па (фр. grand pas), которое состоит из нескольких частей и исполняется солистами и кордебалетом. Важной его частью является па де де (фр. pas de deux) – дуэт-состязание солистов, состоящий из антре, то есть выхода (фр. entrée), дуэтного медленного танца, адажио, сольных мужских и женских вариаций и общей коды. Это самая распространенная академическая форма классического балета, которой присуща определенная танцевальная логика, последовательность контрастных элементов, их гармоничное единство. В балете много характерных танцев – сценического танца, который выражает определенный характер или образ персонажа или воспроизводит черты народного танца. Текст балета «Дон Кихот» содержит прекрасные кордебалетные композиции – массовые танцы как классического образца (в сцене «Сон»), так и ярко-характерного (сегидилья или цыганский танец). Авторами используются выразительные возможности пантомимы, предлагаются сцены, требующие актёрского мастерства от исполнителей. То есть, этот спектакль интересен своим разнообразием и для зрителей, и для исполнителей. В Одесском театре оперы и балета к постановке «Дон Кихота» обращались неоднократно в разные периоды, и каждый раз режиссерское и хореографическое прочтение спектакля определялось теми представлениями о природе и предназначении балетного искусства, которые тогда господствовали. Советский балетный театр 30-50-х годов был в значительной мере ориентирован на эстетику и режиссерские принципы драматического театра, балетное творчество разворачивалось в русле идей психологического реалистического театра К. Станиславского. Следствием этого стало не только стремление достичь реалистически достоверной и логически обоснованной постановки, а и пренебрежение природой балетного искусства как танцевального, поскольку предпочтение отдавалось ритмизованной пантомиме как драматургическому средству. Постановки балета «Дон Кихот» на одесской сцене тех лет получали акцентированно реалистическую убедительность и подчеркивали социально-классовую природу событий и характеров (1933 – Павел Вирский, Николай Болотов; 1936 – Михаил Моисеев; 1952 – Вахтанг Вронский), но и тогда не утрачивали лучших образцов классической традиции Петипа и Горского. 1960-80-ые годы в балетном театре были временем расцвета творческих индивидуальностей, когда балетмейстеры, художники, исполнители раскрывали свою собственную особенность, даруя зрителям разнообразие стилей, хореографических средств, танцевально-пластических композиций. Одесскому театру повезло получить славу творческой лаборатории, где хореографы расширяли границы выразительности балетного языка, достигая в формировании изысканных композиций симфонической слаженности и сложности. Балет «Дон Кихот» и в этот период оказался востребованным: свои редакции предложили все, кто работал главным балетмейстером, и облик балета был обусловлен уровнем профессионализма и вкусом постановщиков. В 1966 году спектакль вышел в редакции Николая Трегубова, и профессионализм постановки отмечали и специалисты, и зрители, но не усматривали в ней оригинальных решений. Игорь Чернышёв продемонстрировал утонченный академический вкус и верность петербургским классическим традициям, поставив в 1970 году «Дон Кихот», в котором изъял сцены, вставленные разными хореографами в течение истории жизни этого балета (прежде всего – цыганский табор). Под его руководством технический, художественный и этический уровень балетного творчества в труппе вырос настолько, что этот спектакль был настоящим праздником танца. Очередная премьера состоялась в 1979 году, когда Виктор Смирнов-Голованов вместе с Натальей Рыженко в свою редакцию «Дон Кихота» внесли присущие московской традиции драматургические акценты, танцевальные композиции, номера и вернули изъятые фрагменты. Балет стал выглядеть из-за пантомимных сцены пролога, цыганского табора, битвы с мельницей несколько архаичным, но сохранял безусловные жемчужины, созданные в свое время М. Петипа и А. Горским. Нелли Иванова-Георгиевская, преподаватель философии Одесского Национального университета им. И. И. Мечникова Про подію: Балет исполняется с двумя антрактами Либретто Мариуса Петипа по мотивам одноименного романа Мигеля де Сервантеса Хореография Мариуса Петипа и Александра Горского Новая хореографическая редакция заслуженного артиста России Юрия Васюченко Дирижёр-постановщик - Оксана Лынив Премьера нынешней редакции - 17 ноябрь 2012 года Кинематограф, живопись, театр, музыкальная сцена, неоднократно обращались к сюжету великого романа Мигеля де Сервантеса «Премудрый идальго Дон Кихот Ламанчский». Впервые балет с таким названием был представлен в 1740 году в Вене талантливым австрийском хореографом Францем Гильфердингом. За 270 лет зрители увидели варианты прочтения темы странствующего рыцаря многими балетмейстерами, среди которых Жан Жорж Новер, Луи Милон, Шарль Дидло, Август Бурнонвиль, Серж Лифарь, Джордж Баланчин. Одним из лучших, без сомнения, считается балет в постановке выдающегося хореографа Мариуса Петипа. При подготовке либретто будущего спектакля он использовал те главы романа Сервантеса, которые были посвящены свадьбе Китерии и Камачо (в балете они получили имена Китри и Базиля). Главные герои романа – Дон Кихот и Санчо Панса в балетном сюжете стали персонажами второго плана. Профессиональный знаток специфики балетного театра и требований к балетной музыке, Людвиг Минкус на заказ Мариуса Петипа создал яркую музыкальную партитуру. Премьера «Дон Кихота» состоялась 14 декабря 1869 года в Большом театре Москвы. Оркестром дирижировал сам композитор. Спектакль имел большой успех и вскоре был перенесен в Петербург. Для новой постановки Петипа основательно переработал сценарий. Теперь одна и та же балерина исполняла роли Китри и Дульсинеи – дамы сердца Дон Кихота, а блистательные классические па кроме сцены сна появились и в финальной картине – на балу. На хореографическую версию Петипа обращали внимание многие балетмейстеры, но наиболее удачной считают постановку выдающегося русского хореографа Александра Горского. Все последующие постановки осуществлялись в значительной степени на основе их редакций. Одесситы впервые увидели балет «Дон Кихот» в феврале 1933-го года в постановке Павла Вирского и Николая Болотова. В 1936-м Михаил Моисеев предложил свою версию балета, которая имела долгую сценическую жизнь. Спустя 16 лет, в 1952-м, Вахтанг Вронский возобновил спектакль, опираясь на лучшие образцы классической традиции Петипа и Горского. Впоследствии в постановках «Дон Кихота» перед одесским зрителем представало всё многообразие стилей и хореографических средств балетмейстеров Николая Трегубова (1966), Игоря Чернышева (1970), Виктора Смирнова-Голованова и Натальи Рыженко (1979).

Афиша события — Балет "Дон Кіхот" в Театр оперы и балета